Цена опережающего развития пока не определена
22 апреля 2008 года

В обоих этих местах был опыт получения эксклюзивного федерального финансирования территории: в первом случае - успешный (та самая ФЦП), во втором - закончившийся провалом прямо на старте. В 2006 году, когда формировался список будущих особых экономических зон туристско-рекреационного типа, Татарстан подал заявку на включение в этот список частей трех муниципальных районов в окрестностях Камских Полян. Проект туристической Мекки, по оценке разработчиков, стоил 8,5 млрд. рублей. Однако уже на следующий после представления заявки день стало известно, что она отклонена из-за формальных недоработок. Кстати, тогда же Рустам Минниханов отмечал общий низкий уровень подготовки татарстанских инвестиционных заявок, являющийся причиной их отклонения уже на начальной стадии отбора.

Что касается нынешней заявки на зоны опережающего развития, то ее тылы можно считать глубоко эшелонированными. В Татарстане к этому моменту уже была собственная Программа развития и размещения производительных сил, согласно которой вся территория республики делится на несколько экономических районов. Вначале планировалось, что на 9, но в итоге остановились на цифре 7 - она мало того что сама по себе счастливая, но к тому же и совпадает с количеством федеральных округов, что тоже приятно. Называются экономические районы: Столичный, Камский, Нефтяной, Восточный, Западный, Северный и Южный.

Так что когда встал вопрос о представлении в Москву заявки на зоны опережающего развития, оставалось лишь выбрать из семи экономрайонов. Выбрали первые два, причем Столичный, разумеется, пришлось переименовать в Казанскую агломерацию: в Москву со своей столицей не ездят.

По внутриреспубликанскому проекту под "столичной" маркой объединены кроме собственно Казани шесть ближайших к ней районов. В Камский экономрайон входят муниципальные образования Елабуги, Заинска, Менделеевска, Набережных Челнов, Тукаевского района и Нижнекамска.

Понятно, почему именно эти два виртуальных объединения представлены в заявке на статус зон опережающего развития. В Минэкономики РТ считают, что традиционные нефтедобывающие территории, дай бог, если будут зарабатывать, как сегодня, - но потенциал их ограничен, как всякий процесс, базирующийся на сырьевых ресурсах. А эти зоны, где сконцентрированы нефтехимия, автомобиле- и авиастроение, транспортные узлы и проч., и сейчас производят львиную часть валового регионального продукта (треть его приходится на Казанскую и 23 процента - на Камскую), а в условиях опережающего развития ВРП здесь, как планируется, должен вырасти чуть ли не пятикратно.

Кстати, хотя на уровне федеральной заявки Казань аккуратно избежала демонстрации столичных амбиций, сами амбиции при этом никуда не делись, просто из сферы интеллектуальных боданий с Нижним Новгородом за право носить абстрактный титул "Третьей столицы России" перенесены в сугубо практическую плоскость. Согласно вышеупомянутой татарстанской Программе развития и размещения производительных сил к 2015 году должна быть достигнута "цель - Казань - столица Поволжья". Для чего планируется добиваться перенесения в Казань из Нижнего Новгорода Волго-Вятского филиала Сбербанка РФ, межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по ПФО, Приволжского управления Росрегистрации, главных управлений МВД РФ и Минюста РФ по ПФО и т.д... Так что не исключено, что если Нижний все-таки застолбит за собой титул "третьей столицы", то тем временем Казань вытащит из него почти все, что делает его столицей округа...

Ответа на вопрос, что конкретно может дать желанное включение территорий Татарстана в список зон опережающего развития, пока никто не дает, поскольку параметры финансирования этого проекта еще публично не определены в масштабах Федерации. По республиканской программе стоимость создания условий для ускоренного развития лишь Столичного экономрайона оценивалась в 60 млрд. рублей. Это без стоимости необходимого жилья, строительство которого, по расчетам Минэкономики РТ, должно обойтись в 200 млрд. рублей, 11 миллиардов из которых - бюджетные.

Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казань"